Место шрифтового искусства

Автор: Administrator 30.05.2011 00:00
Печать

Свободное искусство и прикладное искусство — такое разделение само по себе представляется нам сомнительным, совершенно неподходящим для искусства шрифта. В рамках общей эстетики мы говорим о практически-эстетическом или об эстетико-практическом или художественном освоении действительности. Вопрос в том, что является первичным, а что — вторичным. Чаще всего мы сталкиваемся с плавными переходами. Это, в частности, относится к литературе, с которой искусство шрифта связано непосредственно.

Отвечая на вопрос о месте шрифтового искусства в эстетическом освоении действительности, можно сослаться и на различие между иконографическими и общепринятыми знаками. Иконографические знаки предусматривают сходство между знаком и тем предметом, который изображается. Общепринятые знаки в такого рода сходстве не нуждаются, однако оба вида шрифта должны выполняться эстетически.

 

Я, однако, сомневаюсь в полезности поспешного фиксирования места искусства шрифта в эстетическом освоении действительности; лучше оставить этот вопрос открытым. С сожалением должен заметить, что общая эстетика до настоящего времени почти совершенно не уделяла внимания шрифтовому искусству.

 

В то время как в области промышленной эстетики, оформлении жилых и производственных помещений уже наметились первые шаги сближения общей эстетики и специальных дисциплин, проблемы шрифта и книгопечатания в этом плане почти вообще не рассматривались. Промышленная эстетика, дизайн и другие области прикладного искусства занимаются предметами материального производства, где качество изделия представляет собой непосредственную материальную ценность.