Современную литературу можно поделить на два типа: художественная литература (fiction) и нехудожественная литература (non-fiction).
К нехудожественной литературе относятся научные работы, псевдонаучные труды по диетологии, психологии, воспитанию и обучению детей и тому подобное.
На художественную литературу в современном мире оказывает большое влияние Запад. В России стараются применять то же, что современно и популярно там.
Четыре основных типа литературы
1. Классика сегодня переживает не лучшие свои времена. Все больше появляется смельчаков, критикующих классиков: Толстого, Гоголя, Достоевского и т.д., давая им нелестные характеристики. Однако, классика продолжает пользоваться спросом среди думающих читателей, которые привыкли читать качественные произведения.
2. Элитарная литература появилась, как противоположность массовой и стала ее главным конкурентом и противником. Ее создавал узкий круг писателей, священнослужителей и других представителей высшего общества. Она насыщалась определенной лексикой и непонятными образами, которые могли постичь только некоторые. Например, произведения В. Пелевина - его романы в начале двухтысячных читали многие, но мало кто что в них понимал и мог рассказать, о чем они.
3. Мейнстрим (основной поток) – реалистическая повседневная проза, повествующая о том, что происходит здесь и сейчас, сегодня очень популярна. В этих произведениях рассказывается о судьбах окружающих нас людей. В подобных произведениях основой является реалистичность образов и явлений, развитие героев, их мысли и действия, их судьба.
4. Жанровая литература делится на несколько категорий:
- любовные романы;
- детективы;
- мистика;
- триллеры;
- фантастика;
- боевики;
- приключенческие романы;
- исторические романы;
- авангард.
Литературные жанры очень сходны с кинематографом. В жанровой литературе так же много действий, как и в кино, основное здесь сюжетная линия и фабула. Каждое направление имеет свои ответвления. Например, детектив может быть иронический, исторический, психологический.
Жанровую литературу часто упрекают в предсказуемости. Это есть рамки жанра, но мастерство писателя состоит в том, чтобы при всей предсказуемости придумать свой мир с интересными персонажами, которые затронут душу читателей.
Автор обязан разбираться в категориях жанров, чтобы суметь сориентировать свое произведение не определенного читателя.